Персона

Кризис в России был неизбежен. Санкции – лишь косвенный фактор

КРИЗИС В РОССИИ БЫЛ НЕИЗБЕЖЕН. 

          ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ И ПАДЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВОПРИЧИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ, ОНИ ЛИШЬ ВЫСТУПИЛИ ЕГО КАТАЛИЗАТОРОМ. ТЕМПЫ РОСТА ВВП СТРАНЫ СТАЛИ СНИЖАТЬСЯ ЕЩЕ ЗАДОЛГО ДО НАЧАЛА НОВОЙ ВЕРСИИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» В 2014 ГОДУ.

          Один из ключевых показателей экономического самочувствия – объем розничных продаж – в июне продолжил снижаться восьмой месяц подряд, причем темпы падения достигли максимального уровня с момента нахождения Владимира Путина у власти.

          Снижение показателя составило более 9% – худший результат в этом году.

          Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова справедливо отметила, что решение уйти в плавающий курс отражает понимание того, что дальше модель потребительски ориентированного роста невозможно удерживать. Произошла девальвация, но потери потребителя не были компенсированы, а рост расходов бюджета больше фокусируется на поддержании промышленности.

          Все это свидетельствует о том, что модель роста экономики, опирающаяся на постоянное увеличение потребительского спроса, больше не работает в России. Власти осознали это и с помощью перехода к плавающему курса попытались сменить «источник роста», поддержав промышленность и оборонный сектор за счет потребителей.

          В то же время промышленный сектор пока еще не «почувствовал» поддержки. Промышленное производство в России сокращается уже пятый месяц подряд – это самый длительный период падения с 2009 года. Объем промышленного производства по итогам июня 2015 года упал в годовом исчислении на 4,8%.

          Таким образом, Россия отказалась от модели «потребительского роста», но в то же время так и не перешла на новую, основанную на промышленном развитии. Фактически, экономика страны осталась без каких-либо источников роста, поскольку ставка на «импортозамещение» пока себя не оправдывает.

          «У нас не получается осуществить импортозамещение, которое могло бы восстановить рост потребления. Мы пока даже не научились базовые продукты питания производить в нужном объеме. А это простой и короткий инвестиционный цикл. С импортозамещением больше разговоров, чем реальности», – заявлял еще в апреле глава Deutsche Bank в России Павел Теплухин.

          Тот факт, что ограничительные меры со стороны США и стран ЕС не являются первопричиной кризиса, также подтверждается тем, что, по прогнозам большинства экспертов, второй год под санкциями экономика России перенесет легче, поскольку и финансовый рынок, и экономика уже адаптировались к текущим условиям. Более того, объем выплат по долгам постоянно снижается. Если в этом году российским компаниям предстоит выплатить около $80 млрд, то в следующем году показатель составит меньше $40 млрд. Причем $80 млрд долларов выплат по внешнему долгу в течение года – это посильная цифра для российских компаний и банков.

          Помимо этого, есть косвенные признаки, что инвесторы стали получше относиться к российскому риску. Особенно это заметно по ситуации на рынке кредитования – большинству компаний удается рефинансировать свой внешний долг.

автор – Алексей Пухаев

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ
Содержание нашего журнала – увлекательные истории о кумирах разных эпох, авторские рубрики, рассказы о путешествиях и фотопроекты. Наши авторы – образованные люди, специалисты в своей области. Наши читатели – гурманы периодики, которые привыкли получать удовольствие от чтения качественных, профессионально написанных материалов со своеобразным видением темы.