Идар ЦИПИНОВ

Идар ЦИПИНОВ
13.07.2018 prospect

Связь времен:

Идар Ципинов

Идар Ципинов

У КАБАРДИНЦЕВ ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА: «ДЖЭДУ И КЪУЭ ДЗЫГЪУАЩЭЩ» – «СЫН КОШКИ – МЫШЕЛОВ». ПОЖАЛУЙ, ЭТА НАРОДНАЯ МЫСЛЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАШЕГО ГЕРОЯ. ИДАР ЦИПИНОВ, СТАРШИЙ СЫН ИЗВЕСТНОГО ЭТНОГРАФА И ФОЛЬКЛОРИСТА АСЛАНА ЦИПИНОВА, ЖИЗНЬ КОТОРОГО ТРАГИЧЕСКИ ОБОРВАЛАСЬ В 2010 ГОДУ, СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛО ОТЦА.

ЕЩЕ БУДУЧИ ШКОЛЬНИКОМ, ОН ВЫБРАЛ НЕ ЮРИСПРУДЕНЦИЮ ИЛИ ЭКОНОМИКУ, СТОЛЬ МОДНЫЕ СРЕДИ АБИТУРИЕНТОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ, А ФОЛЬКЛОРИСТИКУ. ВЫПУСКНИК КАБАРДИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА, ИДАР ЦИПИНОВ ОКОНЧИЛ АСПИРАНТУРУ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ  ИНСТИТУТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЗАЩИТИЛ КАНДИДАТСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ, ТЕМОЙ КОТОРОЙ СТАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ АДЫГСКОЙ МИФОЛОГИИ И ЭПОСЕ.

ОКОЛО ГОДА ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ ИДАР ЗАНИМАЛСЯ ПЧЕЛОВОДСТВОМ, ТАКЖЕ ТРАДИЦИОННЫМ В СЕМЬЕ ЦИПИНОВЫХ, ПОМОГАЯ МЛАДШЕМУ БРАТУ ОЗДЕМИРУ В ПАСЕЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

– Мы с братом пчеловоды в пятом поколении, – рассказывает Идар. – И, если я выбрал для себя фольклористику, Оздемир продолжает заниматься пчеловодством. Отец успешно совмещал оба этих направления, он же с самого раннего детства приучал нас к труду, тем более что на пасеке всегда есть чем заняться. У адыгов издревле практикуется трудовое воспитание. Этот же метод сейчас я стараюсь применять и при воспитании собственных детей. Мне, например, было всего четыре года, когда я сколачивал рамки для сот. Конечно, до слез было обидно проводить все каникулы за работой, но теперь я очень благодарен за это отцу. Мы с Оздемиром рано обрели самостоятельность и сумели обеспечить себя, когда его не стало. Мы точно знали, кто чем будет заниматься.

Так, молодой ученый сделал ставку на продвижение традиционной адыгской культуры, в том числе и на свадебных торжествах.

В большинстве своем кабардинская свадьба сегодня довольно скучное мероприятие, считает Идар. В погоне за модными тенденциями, чуждыми кавказским народам европейскими обычаями, главное торжество двух фамилий, объединяющихся родственными узами, стало шаблонным и однообразным.

– Нет нужды изобретать велосипед, нам просто надо вспомнить тот опыт, который накопили наши предки. И в некоторых случаях немного адаптировать его под современные условия. Например, испытания для молодежи со стороны жениха – участников традиционного нысашэ (привоз невесты). Этот обряд с интересом принимают на торжествах и сегодня. Для начала старшему представителю молодежной делегации на выбор предлагаются три блюда, накрытые полотенцами. Делается это для того чтобы гость не мог увидеть, что под ними скрывается. Выбирая один из вариантов, гость может «вкусить» лук, чеснок или острый перец. После такого перекуса молодые люди получают специальные задания: наколоть дрова, развести огонь и принести воду в дырявых ведрах, как это было раньше. Только преодолевшую эти и другие испытания молодежь сажали за стол. Это достаточно интересно и воспринимается на ура. Все испытания проходят в дружеской атмосфере.

Многие традиционные свадебные обряды соблюдаются в настоящее время в подкорректированной форме, либо вовсе забыты. А это, по мнению Ципинова, совершенно несправедливо.

Среди таких обрядовых действий ныуэжьщIэпхъуэж (обряд шуточного побега бабушки жениха из дома). В новом доме, куда попадала невеста, перед знакомством с обретенными родственниками, происходило следующее: бабушка жениха демонстративно выбегала во двор, причитая, что теперь она стала лишней и у нее отберут ключи от кухни, так как ее собственная невестка сама стала свекровью. Уговоры внуков вернуться обратно в дом подкреплялись подарками, чтобы «задобрить» бабушку.

Вообще любое действо, каждый элемент адыгской свадьбы являлся определенным символом, имел конкретное значение и нес четкий посыл.

– Многие сейчас, возможно, даже не задумываются о том, что овечья шкурка, по которой горянка делала свой первый шаг в новую семью, символизировала то, что она и впредь будет идти по жизни также мягко, как по этой шерсти, а количество волокон на шкуре означало много маленьких и больших радостей на ее жизненном пути. Еще один обычай, без которого было невозможно адыгское унэишэ (ввод невесты в новую семью), обряд хъытех (поднятие фаты). Для этого джэгуако (распорядитель на свадьбе) выводил в круг самую многодетную из присутствующих женщин, чьи дети родились и выросли здоровыми. Джэгуако передавал ей хлебный мякиш, из которого она должна была слепить небольшой шарик. Этот шарик, в свою очередь, нанизывался на острие кинжала, которым джэгуако собственно и совершал обряд хъытех, то есть приподнимал фату. Сейчас этот обряд также незаслуженно забыт или исполняется крайне редко. На современной адыгской свадьбе фату приподнимают две женщины, вводящие невестку в дом.

Отдельного внимания заслуживают и традиционные игры, которыми развлекали гостей. Например, игра в кости – к1эн джэгу. К1эн – межсуставная кость барашка. Эта забава хороша как под открытым небом, так и в помещении.

Или гуахъуэ идзэ – метание соломенных колец на вилы. Раньше, когда не было детских садов и нянек, а работа по уборке зерновых была в самом разгаре, детей брали с собой в поле. Им предлагалось следующее развлечение: вилы втыкались в землю, острием вверх, и, отойдя на определенное количество шагов, надо было забросить соломенные кольца на вилы. В эту игру под руководством Идара на свадьбах с удовольствием играют и стар, и млад.

– Нельзя не упомянуть и ажэгъафэ (ряженый в козлиной маске). Это неотъемлемый персонаж любого адыгского торжества: свадьбы, праздника повязывания младенца в люльку, празднования первого шага ребенка или момент подвязывания копченого сыра. Ажыгъафэ не просто один из главных действующих лиц празднества, его персона неприкосновенна. Человек, который осмеливался нелицеприятно отозваться о нем или повздорить с ним, получал общественное порицание. Более того, он рисковал стать неприглашенным на следующее мероприятие. Функции ажэгъафэ не ограничивались лишь тем, что он веселил народ. На своем собственном примере он показывал то, чего делать не стоило.

Ажэгъафэ стал неизменным спутником Идара. Он и сегодня, как много столетий назад, радует своим присутствием на праздничных мероприятиях, подбадривает участников традиционных адыгских игр, с удовольствием позирует фотографам и видеографам.

К слову для тех, кто решил провести свою свадьбу по обычаям предков, Идар предоставит этническое подворье, где среди аутентичных предметов быта и военной амуниции можно окунуться в атмосферу жизни средневековых адыгов – народа богатой истории и уникальных традиций.

беседовала – Асият Пшигошева

фото – Василина Акишина, (№41/2017г.)

 

Комментариев нет

Оставьте отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code