Персона

Владимир Габулов

Я мечтал о футболе. Стать профессиональным футболистом, играть в сборной, играть за «Аланию». Стать чемпионом России. Не сбылась другая мечта – стать лучшим вратарем страны, но я скорректировал ее с течением времени. Понимал, что если буду зациклен на этом, то могу подвести команду, а я во главу угла всегда ставил общий результат. Пускай я не буду лучшим, но моя команда станет первой. Персональные достижения меня интересуют меньше всего. Сейчас также. В политике, как и в футболе, важен командный результат

Владимир Габулов: «В политике, как и в футболе, важен командный результат»

Я мечтал о футболе. Стать профессиональным футболистом, играть в сборной, играть за «Аланию». Стать чемпионом России. Не сбылась другая мечта – стать лучшим вратарем страны, но я скорректировал ее с течением времени. Понимал, что если буду зациклен на этом, то могу подвести команду, а я во главу угла всегда ставил общий результат. Пускай я не буду лучшим, но моя команда станет первой. Персональные достижения меня интересуют меньше всего. Сейчас также. В политике, как и в футболе, важен командный результат.

Владимир, продолжите фразу: «Когда я смотрю назад в свои 17 лет, я вспоминаю...»

– Конечно, дебют за «Динамо» в Премьер-Лиге. Самое яркое событие для провинциального мальчишки из Моздока, который мечтает стать профессиональным футболистом. В 17 лет я понимал, что нужно еще больше работать, доказывать – в один день все может закончиться. Это чувство было со мной несколько лет, пока я крепко не встал на ноги.

Вы были эмоциональным игроком, особенно в начале карьеры. Какую роль в вашей жизни эмоции играют сейчас?

– Точно не первую. Жизненные уроки в игровой карьере многому меня научили. Эмоции хороши в спорте, когда они направлены в правильное русло. Но при принятии ответственных решений они должны быть на последнем месте. Голова должна быть холодной, а решение взвешенным. Я стал менее импульсивным, более выдержанным – даже жена отмечает это.

Вы работали с именитыми тренерами – это и Фабио Капелло, и Станислав Черчесов, и Гус Хиддинк, и Дик Адвокат. Какие они вне футбольной жизни?

– Они личности. Каждый досконально разбирается в футболе и имеет четкое представление о том, в какой футбол должна играть его команда. Каждый из них по-своему харизматичен. Помню свое знакомство с Гусом Хиддинком. Меня впервые вызвали в сборную России, но я уже много слышал о Гусе, масштабе его личности. Он не только легенда и большой профессионал, но и широкой души человек, добрый «дядька» для своих игроков. Перед первой тренировкой я попросил массажистов размять мне ноги. Тут заходит Гус, видит, что молодой вратарь растирает мышцы и говорит: «Ты что, приехал мышцы растирать?! Тебе сколько лет?» Это был не упрек, не насмешка, а позитивная ирония, которая создала настроение внутри коллектива. Все посмеялись, я сразу подскочил с массажного стола и пошел тренироваться.

У вас немало футбольных титулов – чемпион России, чемпион Бельгии, бронзовый призер Евро 2008, обладатель Кубка УЕФА. Какой из них вам дорог больше всего?

– В эмоциональном плане Кубок УЕФА ни с чем не сравнится. Первая европейская победа российского клуба – без разделения, кто играл, а кто нет. Она была общая. Как сейчас помню то событие. Президент ЦСКА, тренеры, футболисты, массажисты – все были вместе! Мы пели «День Победы», обнявшись около стадиона «Жозе Алваладе» в Лиссабоне. 

Сейчас, оглядываясь назад, вы можете сказать, что ваши детские мечты сбылись? 

– Да. Я мечтал о футболе. Стать профессиональным футболистом, играть в сборной, играть за «Аланию». Стать чемпионом России. Не сбылась другая мечта – стать лучшим вратарем страны, но я скорректировал ее с течением времени. Понимал, что если буду зациклен на этом, то могу подвести команду, а я во главу угла всегда ставил общий результат. Пускай я не буду лучшим, но моя команда станет первой. Персональные достижения меня интересуют меньше всего. Сейчас также. В политике, как и в футболе, важен командный результат.

Занять государственный пост было вашим желанием или предложением, от которого не отказываются?

– Предложением Вячеслава Зелимхановича Битарова, от которого я сначала отказался. Оно стало для меня неожиданным. Затем я проанализировал ситуацию со спортом в Северной Осетии, подумал, что я могу сделать для его развития, и дал согласие.

Когда вы пришли на должность министра, то не раз говорили, что мечтаете возродить футбол в Осетии. У вас есть понимание, какой должна быть новая футбольная эпоха?

– Спортивной, нацеленной на результат, без больших затрат. Есть четкое понимание, как это реализовать. Должна быть выстроена система от детского футбола до главной команды. Она включает и единую методику подготовки футболистов, и переход из детского футбола в профессиональный, и доведение игроков до самого высокого уровня. Помимо сильных футболистов общество должно получить порядочных и воспитанных людей. Это можно спроецировать не только на футбол, но и на каждый вид спорта, который мы развиваем в республике.

Детский турнир братьев Габуловых в Моздоке – тоже элемент большой стратегии возрождения футбола?

– Каждое событие в любом виде спорта в республике вносит вклад в его развитие. Алан Дзагоев тоже проводит футбольный турнир в Осетии. Для наших детей это хорошая возможность встретиться с сильными спарринг-партнерами из других регионов, проявить себя. Но в основе, повторюсь, должен быть системный подход. 

В теории вы допускаете возможность воспользоваться своей тренерской лицензией и возглавить, например, местную команду?

– Пока нет. У клуба есть прекрасный тренер Спартак Гогниев. Передо мной сейчас стоят другие задачи, на которые нужен не один день и даже не один год. К тому времени моя лицензия уже прекратит свое существование – ее нужно подтверждать каждые 3 года.

Вы видите себя в политике через 10-15 лет? Какие у вас долгосрочные цели?

– В политике у меня одна цель – быть полезным на своей должности, помогать людям, спортсменам, республике в целом. Тогда я буду считать, что цель достигнута. Что касается политических амбиций, то их нет. Всегда говорю, что я не политик. Я ответственный руководитель и исполнитель.

Вы самокритичный человек?

– Надеюсь, что да. Но со стороны виднее. Хочу быть таким, делаю все для этого.

На ваш взгляд, какой вы в отношениях с подчиненными? Как складываются отношения в новом коллективе?

– Надеюсь, что хорошо. Какой я с подчиненными, наверное, лучше спросить у них. Недавно они попросили меня, чтобы я больше улыбался. Не думал об этом раньше, но хочу быть объективным, требовательным и позитивным руководителем.

С кем из футболистов вы поддерживаете дружеские отношения после завершения игровой карьеры? 

– С Аланом Дзагоевым. Мы начали общаться еще в составе сборной России, со временем стали дружить, в том числе семьями. Я был кухылхацаг на его свадьбе с Заремой. Уверен, Алан еще долго будет радовать нас своей прекрасной игрой. 

Кто еще из футболистов близок вам по духу, жизненным принципам?

– Конечно, Спартак Гогниев, мы дружим много лет. Мой младший брат Георгий. Братья Березуцкие, Сергей Игнашевич, Юра Жирков, Анри Хагуш – периодически общаемся с ними. 

В должности министра, а значит и в новом для себя ритме жизни, вы уже пять месяцев. Какие сложности возникают?

– Главная сложность – это нехватка времени. Очень много вопросов, которые нужно решать, много задач. Некоторыми из них приходится заниматься в выходные или поздно ночью.

Приходит вечер, после государственных дел вы возвращаетесь домой, закрываете входную дверь. Какой Владимир Габулов дома?

– Спешит быстрее лечь спать (улыбается). Иногда возвращаюсь с работы за полночь.

А какой вид семейного досуга вы любите?

– Недавно в нашей семье появилось новое увлечение – мы купили пианино. Сначала дочь играет, потом супруга – и так по очереди.

Известно, что вы любите читать. Сейчас на это хватает времени?

– Перед сном читаю регулярно. Если я с семьей в Москве, то читаю детскую книгу для дочери, если один во Владикавказе – что-нибудь для себя. Сейчас читаю роман «Лавр» Евгения Водолазкина, мне ее подарил Игорь Акинфеев. Про средневекового врача, странника, Божьего человека с нелегкой судьбой. Недавно закончил «Братьев Карамазовых».

Детям передалась ваша любовь к книгам?

– Мне нравится любовь младшей дочери к чтению. Амелия может подолгу сидеть с книгой, многое знает наизусть. Данэл не скажу, что очень любит это дело, но читает. Произведения школьную литературу и популярные книги. Сейчас увлекся «Гарри Поттером». Дети у меня очень разные по характеру: Данэл – сдержанный, Амелия – эмоциональная.

Какими вы видите их в будущем?

– В первую очередь, счастливыми и здоровыми людьми. Хочу, чтобы они реализовали свои мечты. Без мечты невозможно чего-то достичь. 

Блиц-опрос:

Если бы через три дня наступил конец света, что бы вы сделали за оставшееся время?

– Предотвратил бы его (улыбается). Человеку все под силу. Я учу себя мыслить в позитивном ключе, а о плохом даже задумываться не хочу. 

Чай или кофе?

– Чай. Хотя сейчас все чаще выбираю кофе.

Собаки или кошки?

– И собаки, и кошки.

Вы верите в дружбу между мужчиной и женщиной?

– Не пробовал. Чтобы верить, это надо прочувствовать – у меня такого не было. Хотя нет, верю! Муж с женой могут быть друзьями. Помимо того, что они любят друг друга.

Если бы у вас был час аудиенции с Далай-ламой, о чем бы вы говорили?

– О смысле жизни. Смысл моей жизни – сделать этот мир лучше, помогать людям, воспитывать подрастающее поколение. Совершать правильные поступки.

Какой был самый значимый подарок в вашей жизни?

– Сейчас я большое удовольствие получаю от подарков дочери, ей четыре с половиной года. Амелия делает своими руками рисунок или поделку и дарит мне – это очень трогательно. Данэл, когда был в ее возрасте, тоже делал такие подарки, но я был моложе и еще не осознавал их важность. Сейчас с удовольствием пересматриваю видео – хорошо, что все сохранилось.

Кто вам дал самый ценный совет в жизни?

– Отец. Это был даже не совет, а его собственный пример: «Никогда и не за какие деньги нельзя продаться». Будь то футбол, жизнь или бизнес. Я всегда зарабатывал деньги только своим трудом, потом и кровью. Каждой копейке знаю цену и горжусь, что они доставались мне именно так. Убежден, что в жизни «легкие» деньги пользы и радости никогда не принесут. Если они еще и получены вопреки твоим жизненным принципам, то тем более бумеранг всегда возвращается.

Вы легко прощаете людей?

– Да, я не злопамятен. Никогда не держу зла – оно съедает изнутри и приносит больше вреда тому, кто не может простить.

Есть что-то, что вы хотели бы изменить в своем прошлом?

– Да. Если я когда-то обидел людей незаслуженно или непроизвольно, то хотел бы это исправить. Остальное – нет.

Ваша последняя покупка на данный момент?

– Деловой костюм.

Вы считаете себя стильным человеком?

– Мой внешний вид должен быть опрятным и аккуратным, но внутреннее содержание важнее. Внимание стилю уделяю ровно столько, сколько необходимо: нужно быть в костюме и галстуке – буду одет так. Если можно обойтись без костюма – я буду в спортивной одежде. Если можно быть в одежде для поездки в горы, то надену ее.

Если бы вы могли на один день поменяться местами с любым человеком в мире, кто бы это был?

– Интересный вопрос! С Джанлуиджи Буффоном. Хотя нет, лучше с Марк-Андре Тер Штегеном – сыграть за «Барселону» было бы интереснее.

Кстати, Буффон – тоже умный парень.

– Мне его мозги не нужны. Интереснее те знания, которые приобретаешь сам, а не то, что тебе преподносят на блюдечке.

Prospect-Северный Кавказ

Автор материала

Prospect-Северный Кавказ

Prospect-Северный Кавказ