Персона
Пятая стихия
МУЗЫКА – ДРУГ. ЛЕКАРЬ. ПЯТАЯ СТИХИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ ВСЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ. МУЗЫКА – ТО, ЧТО СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО С САМОГО ЕГО ЗАРОЖДЕНИЯ. МОЖЕТ, ОТТОГО ЧТО ЧЕЛОВЕК ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ ЖИВЕТ ПОД СТУК СЕРДЦА МАТЕРИ, ЕГО ЗАВОРАЖИВАЕТ РИТМ.
СВОЯ МУЗЫКА ЕСТЬ У КАЖДОГО НАРОДА. ОНА – ВОПЛОЩЕНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, ЭМОЦИЙ. В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ КАВКАЗ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ. ЗДЕСЬ УЖИВАЮТСЯ ПЫЛКОСТЬ И ЦЕЛОМУДРИЕ, ГОРЯЧНОСТЬ И МУДРОСТЬ. И ВСЕ ЭТО СОЧЕТАЕТСЯ В МУЗЫКЕ.
НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК ЗВУЧАЛА НАСТОЯЩАЯ КАВКАЗСКАЯ МУЗЫКА В ГЛУБИНЕ ВЕКОВ, ЗВУКИ КАКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ЗАВОРАЖИВАЛИ НАШИХ ПРЕДКОВ.
НАШ НОВЫЙ ФОТОПРОЕКТ – ЭТО НИТЬ, ПРОТЯНУТАЯ В ПРОШЛОЕ, ПОПЫТКА ПО ОСКОЛКАМ СОБРАТЬ ТО, ЧТО БЫЛО УТРАЧЕНО И ЗАБЫТО, – НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСЕТИНСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. И ЕСТЬ ЖЕ НЕРАВНОДУШНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЕЗДИЛИ ПО СЕЛАМ, РАССПРАШИВАЛИ СТАРОЖИЛОВ, ВЧИТЫВАЛИСЬ В КНИГИ ПО ИСТОРИИ ОСЕТИИ… И ВОТ ДЕЛО, НАЧАТОЕ НЕКОГДА СОСЛАНОМ МОУРАОВЫМ, ТЕПЕРЬ ДОСТОЙНО ПРОДОЛЖАЕТ ЕГО УЧЕНИК ЗАУР ДЕМЕЕВ. ЖУРНАЛ «PROSPECT-SK» ВЗЯЛ ДЛЯ СЪЕМОК ОБРАЗЦЫ ДРЕВНИХ ИНСТРУМЕНТОВ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ЕГО РУКАМИ. МНОГИЕ ИЗ ТАКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИНАДЛЕЖАЛИ КОГДА-ТО СКИФО-САРМАТСКИМ ПЛЕМЕНАМ, СТАВШИМ В СВОЕ ВРЕМЯ ПРАРОДИТЕЛЯМИ ОСЕТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. КРОМЕ ТОГО, ВСЕ ЭТИ ИНСТРУМЕНТЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ОСЕТИИ; УПОМИНАНИЯ О НИХ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ В СКАЗАНИЯХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАРИСОВКАХ ДРУГИХ КАВКАЗСКИХ НАРОДНОСТЕЙ. НО ЭТО НЕ УМАЛЯЕТ ИХ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОСЕТИН. ОНИ ПРИБЛИЗИЛИ НАС К СОБСТВЕННЫМ ИСТОКАМ: ВОТ ТАК, НАВЕРНОЕ, ЗВУЧАЛ УАДЫНДЗ ПРАДЕДА; ВОТ ПОД ТАКИЕ ЗВУКИ ПРАБАБУШКА, МОЛОДАЯ И КРАСИВАЯ, ВЫХОДИЛА ТАНЦЕВАТЬ СИМД; ВОТ ТАКОЕ ЗВУЧАНИЕ ДЫУУАДÆСТÆНОН ФÆНДЫРА ЗАСТАВЛЯЛО ОДНОСЕЛЬЧАН, СОБРАВШИХСЯ ВЕЧЕРОМ ПОСЛЕ ТРУДОВОГО ДНЯ, О ЧЕМ-ТО ВСПОМНИТЬ И ЗАДУМАТЬСЯ…
P.S. КОГДА НАША СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА СНИМАЛА ДЫУУАДÆСТÆНОН ФÆНДЫР, ПОДНЯЛСЯ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, И МЫ УСЛЫШАЛИ ЗВУК, КОТОРЫЙ ШЕЛ КАК БУДТО ОТОВСЮДУ СРАЗУ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ, ГИПНОТИЧЕСКИЙ. ЭТО ВЕТЕР КАСАЛСЯ СТРУН ДЫУУАДÆСТÆНОН ФÆНДЫРА, И ТОТ ОТВЕЧАЛ ЕМУ СВОЕЙ МЕЛОДИЕЙ. БУДТО ПРОШЛОЕ ГОВОРИЛО С НАМИ НА ЯЗЫКЕ МУЗЫКИ…
Дыууадæстæнон фæндыр
Кленовый корпус и дека выполнены из ели. Струны из нейлона. Корпус украшен изображениями птицы и медведя – именно такого вида дыууадæстæнон фæндыр нашли в Крыму и передали в Берлинский музей в Германии. Этот сарматский инструмент, найденный в Крыму, имеет многовековую историю. Считается, что фигурки животных символизируют живую природу.
Дыууадæстæнон фæндыр в Нартском эпосе: «Как-то украл Сырдон корову Хамыца, и тот решил ему отомстить. Проследив за собакой Сырдона, Хамыц выяснил, где жила семья обидчика, и истребил его сыновей. «Он (Сырдон. – Авт.) взял кисть руки старшего сына и натянул на нее двенадцать звонких струн, а струны те были из жил, что несли кровь к сердцам его сыновей». Сырдон передает этот удивительный инструмент нартам. «Взяли нарты из рук Сырдона фандыр и сказали они друг другу: если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас».
Хъисын фæндыр
Название произошло от осетинского «хъис», что в переводе означает «конский волос». Именно из него изготавливались струны и смычок для инструмента. Корпус делают из клена и ели. В старину корпус для хъисын фæндыра, как и для дала-фандыра, изготавливали из кожи, желудков или мочевого пузыря животных. На хъисын фæндыре играли во время ночных бдений у тела покойного. Считалось, что мелодия, которую наигрывали на этом инструменте, способна была успокоить душу, которая мечется, боясь ступить в потусторонний мир.
Также его использовали при поиске попавших под снежные лавины людей. Человек ходил по снегу и тихо наигрывал на фæндыре. В тех местах, где менялась тональность звучания инструмента, он останавливался, и за дело брались люди с лопатами. Таким образом, удавалось спасать погребенных в снежной массе.
Уадындз
Раньше делали из персика и кустов бузины. Сейчас используют древесину абрикоса, потому что с ней легче работать, она не слишком твердая и не слишком хрупкая и не сильно впитывает влагу. Встречаются также и металлические инструменты. Об их происхождении говорят, что во время русско-турецкой войны осетины обрезали не пригодные для боя ружья и играли на них. Уадындз – это пастуший музыкальный инструмент. Ф. Алборов в своей книге «Музыкальная культура осетин» писал: «Хорз фыййау йæ фос хъæр æмæ лæдзæгæй нæ, фæлæ йæ уадындзы цагъдæй æздахы» («Хороший пастух послушания своего стада не окриками и палкой достигает, а игрой на своем «уадындзе»).
Уадындз в Нартском эпосе
«Золотую свирель, которая досталась ему (Ацамазу) в наследство, подарил отцу Ацамаза сам Афсати. Вместе с небожителями Никкола и Уастырджи не раз гостил Афсати у нарта Аца, и поклялись тогда в вечной дружбе нарт Аца и небожитель Афсати. Много подарков предлагал Афсати своему другу. От всего отказывался Аца, и только золотую вечную свирель принял от друга».
Дала-фæндыр
Корпус кленовый (его делали также из груши, яблони – более плотных видов дерева), резонирующий корпус (деку) – из ели. Струны нейлоновые, но бывают и металлические. Раньше их делали из жил, которые высушивали специальным образом. Колки металлические; в старину их изготавливали из дерева. Гриф выполнен в форме грифона в верхней части и имеет форму кинжала в нижней. По периметру корпуса – рисунок в национальном духе: нарты, танцующие симд. На внутренней части корпуса нарисован осетинский флаг.
В Нартских сказаниях дала-фæндыр не фигурирует.
Лалым-уадындз
(Волынка) изготавливается из кожи, в древности – из цельной кожи козленка или ягненка, свирель для нее – из абрикоса. Для осетинской волынки характерно наличие одной свирели. Интересно, что волынка почти 400-летней давности была найдена на территории Южной Осетии. Звучащая часть волынки делается из рога, потому что рог создает более мощный, резонирующий звук.
Сейчас уже мало кто знает о том, что осетины использовали этот музыкальный инструмент (да и использовался он в основном в Южной Осетии). Но вот что рассказывает о нем народный писатель Осетии, доктор филологических наук Нафи Джусойты:
«…При совершении новогоднего или пасхального обряда «Беркъа» вся детвора в войлочных масках, в вывернутых шубах (наподобие ряженых) до позднего вечера обходила дворы деревни с песнями и танцами, за что нас одаривали всякими сластями, пирогами, яйцами и т.д.
Необходимым сопровождением всех песен и плясок была игра на волынке – один из ребят постарше, который умел играть на волынке, всегда находился среди нас. Называли эту волынку «лалым-уадындз». Это был обыкновенный кожаный бурдюк из кожи козленка или ягненка, в одну «ногу» которого был вставлен стъили, а через отверстие второй ноги нагнетался воздух в бурдюк…»
подготовила – Наталья Кадиева, фото – Алан Савлаев, №34/2015г.