Персона
Сакральные вещи
САКРАЛЬНЫЕ ВЕЩИ
САКРАЛЬНОЕ – ОТ АНГЛ. SACRAL И ЛАТ. SACRUM – СВЯЩЕННОЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ БОГАМ. СРЕДИ ПРЕДМЕТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, ОКРУЖАЮЩЕГО НАС ТАК ПЛОТНО, ЧТО СКВОЗЬ НИХ С ТРУДОМ УЖЕ МЫ ВИДИМ КОНТУРЫ ДУХОВНОГО, СУЩЕСТВУЮТ ОСОБЫЕ ВЕЩИ, СПОСОБНЫЕ ПЕРЕДАВАТЬ МЕНТАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ЧЕРЕЗ ВЕКА. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ОСЕТИНСКАЯ ДУША ОТЗЫВАЕТСЯ НА НИХ КАК НА ГЛУБОКО СОКРОВЕННЫЕ. УЖЕ МНОГО ВЕКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ АЛАНСКОГО ГОСУДАРСТВА, НО МЫ ПОЗНАЕМ ДУХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ЧЕРЕЗ ВЕЩИ, ОБЫЧАИ, ЯЗЫК.
КАЖДЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АРХАИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ВЕРИЛ В ТО, ЧТО БОГИ ИЛИ НЕКИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРЕБЫВАЮТ ВЕЗДЕ, ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЛЯ АРХАИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА СОСТОЯНИЕ И ПОЗВОЛЯЛО НАЗЫВАТЬ ИХ МИР САКРАЛЬНЫМ. ДЛЯ НАШИХ ПРЕДКОВ ВСЕ ВИДИМОЕ, СЛЫШИМОЕ, ОСЯЗАЕМОЕ, ОБОНЯЕМОЕ, ВСЯКОЕ МЫСЛЕЧУВСТВОВАНИЕ, ВСЕ ЯВЛЕННОЕ И НЕЯВЛЕННОЕ НЕСЛО В СЕБЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И БЫЛО НАПОЛНЕНО ГЛУБОКИМ СМЫСЛОМ.
МНОГОЕ ИЗ САКРАЛЬНОГО МИРА СОХРАНИЛОСЬ В ТРАДИЦИЯХ, УЗОРАХ, НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ ОСЕТИН. ОДНАКО ВРЕМЯ СТИРАЕТ СМЫСЛОВЫЕ НАГРУЗКИ. СВАДЕБНЫЕ РИТУАЛЫ СТАНОВЯТСЯ КРАСИВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОЛОРИТОМ, ОРНАМЕНТ ВБИРАЕТ В СЕБЯ РИСУНКИ ДРУГИХ КУЛЬТУР, А ЯЗЫК СТАНОВИТСЯ НЕНУЖНЫМ ГОРОДСКОМУ ЖИТЕЛЮ, НЕ ПОЛЬЗУЮЩЕМУСЯ ИМ В РАБОТЕ И ВСЕ ЧАЩЕ УЖЕ И В БЫТУ.
ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ГОРОДА ВЛАДИКАВКАЗА ЛАРИСА СОХИЕВА ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВИЛА ЖУРНАЛУ «ПРОСПЕКТ» ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ УНИКАЛЬНОЙ ФОТОСЕССИИ СТАРИННЫХ ВЕЩЕЙ, НЕСУЩИХ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ ДЛЯ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА.
ХОЛОДНЫЕ, БОЛЬШИЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ УСИЛИВАЛИ МОЩЬ СЛОВ ЭЛЬБРУСА КАНТЕМИРОВА, НАШЕГО СЕГОДНЯШНЕГО ПРОВОДНИКА В МИР СТАРИНЫ, ЗАБЫТЫХ ТРАДИЦИЙ, САКРАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ.
Надочажная цепь
Сафайы рœхуыс, XVIII – XIX век
Образ цепи архаичен в космогонии осетин. Надочажная цепь в жилищах осетин служила связующим звеном между материальным и духовным мирами, небом и землей, верхом и низом. По традиционным представлениям, в мифологическую эпоху с ударами грома на землю падали и надочажные цепи. С цепью и очагом связано осетинское божество Сафа, отождествлявшее собой весь патриархальный род, его силу и благополучие. Существовало стойкое понятие, что пока в доме висит цепь – он процветает, при выносе цепи из дома он «рушится». Нового члена семьи – невесту, приведя в дом, шафер трижды обводил вокруг цепи и трижды призывал: «Принимай!» Кровник, прикоснувшийся к надочажной цепи, становился почетным гостем в доме врага.
Фынг
(трехногий круглый столик, предназначенный для молитвенной, посвященной еды), XIX век
В традиционном жилище осетин фынг был обязательным атрибутом мебели. Ранее за этот небольшой столик могли сесть три старейшины, либо его накрывали для гостя (священной фигуры в традиции осетинского, впрочем, как и каждого кавказского народа). Все в фынге – от круглой формы до трех ножек – несет в себе сакральную нагрузку. В некоторых домах и по сей день только над фынгом произносят молитву и только на нем разрезают посвященные три пирога.
Чаша Уацамонгœ
Чаша для молитвенного напитка осетин восходит к временам более древним, чем предания о священном Граале. По записям Геродота – глава скифского пантеона сбросил с неба на землю три священных предмета: плуг, секиру и чашу. Нартское общество, согласно эпосу, делилось на три сословия: землевладельцы, воины, жрецы. Именно жреческой фамилии Алагатœ принадлежала волшебная чаша нартов − Уацамонгœ. Вариации этой чаши можно встретить в домах и современных осетин. Ранее же она была обязательной утварью. Орлиная нога, на которой стоит чаша, а также турьи рога в ее оформлении говорят о сакральности данного предмета. Согласно Нартскому эпосу именно Уацамонгœ выбрала лучшего из нартов по трем признакам: ратное мастерство, умеренность в еде и почтение к женщине. Им стал сын нарта Хамыца – Батраз, и чаша указала на него, поднявшись к самым губам отца юноши, подтверждая то, что он говорит правду. На полотне Махарбека Туганова «Пир нартов» нарт Сослан танцует по краю Уацамонгœ, тем самым демонстрируя непревзойденное мастерство в танце, что позволило ему выиграть в споре с Челœхсœртœгом.
Нагрудные застежки на женском платье
Риуы œгънœджытœ, Аланская культура – VIII – IX век
Аланское женское платье изобилует сакральными деталями, призванными защитить ту или иную часть тела от воздействия злых сил. Сегодня в осетинском платье мы привыкли использовать продолговатые застежки, характерные для традиции Дагестана. Исконно же аланское платье имело круглые нагрудные застежки, оформленные изображениями оберегов (священных птиц, животных, спиралей).
Зеркало
Кœсœн, Аланская культура – X – XI век
Предмет, который обязательно имеет при себе каждая женщина. В осетинской традиции, как впрочем, для многих народов Земли, зеркало является священным предметом. По легенде высоко в горах есть озеро – Арвайдœн – небесное зеркало. Заглянув в него, можно увидеть судьбу всего живого на планете. Нартская Шатана использовала зеркало для общения с небесными жителями и для того, чтобы заглянуть в подземный мир. Это зеркало являет из себя сплав меди, олова, мышьяка. Такие зеркальца аланские красавицы носили в кожаном чехле.
Маска
Стурфосы бардуаг, Кобанская культура – IX век
Центральный экспонат выставки − Голова идола (кобанская бронза), покровителя скотоводства. По свидетельствам очевидцев, после того, как была найдена детьми и вынесена местными жителями из Нарской котловины, хозяйства местных сел постиг массовый падеж скота. Было предпринято несколько попыток отлить копии маски на владикавказском заводе «Электроцинк». Все заготовленные формы под литье давали трещины. Изготовить копию так и не удалось. Аналогов в Европе не имеет.
Оружие
Ӕхсаргард, Аланская культура – VIII – IX век
Сабли и пистоли работы иранских мастеров. Изделия исконно аланских мастеров до наших дней дошли в столь малом количестве, что музей их не имеет. В основном все они находятся в частных коллекциях. Этот факт связан с тем, что, начиная с 30-х годов прошлого столетия, оружие у населения изымалось, серебро шло на переплавку, а все остальное безжалостно уничтожалось. Изделия аланских мастеров отличались виртуозным исполнением, оригинальностью орнамента, тайным сплавом материалов. Каждое такое оружие обязательно несло в себе элемент сакральности.
текст – Марина Черчесова, фото – Алан Савлаев, №31/2014г.